Несоразмерные с возможностями запросы следует не осуждать или запрещать, а позволить ребенку столкнуться с реальностью, так как неудача автоматически снижает уровень притязаний.
Совет № 2
Всегда помнить, что их завышенный уровень – замечательный стимул для усвоения новых знаний, умений, навыков.
Совет № 3
Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
Совет № 4
Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
Совет № 5
Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
Совет № 6
Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
Совет № 7
Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
Совет № 8
Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
Совет № 9
Поощряйте усвоение ребенком таких видов деятельности, которые необходимы для удовлетворения его конкретных запросов, а также стиль поведения, обеспечивающий в этом успех.
Исследования подтверждают, что главными регуляторами уровня притязаний являются в жизни успехи и неудачи. Поэтому не следует настойчиво отговаривать молодого человека от осуществления его намерений, нужно лишь четко определить запасной вариант профессионального плана на случай неудачи. В качестве резервного профессионального намерения может быть запланировано поступление в учреждения среднего профессионального образования. Но запасной вариант нужно не только запланировать, но и просчитать: выяснить условия приема и обучения, сроки подачи документов, вступительных экзаменов, возможно ли обучение на коммерческой основе и т. п.
Совет № 10
Следующая сложность, с которой сталкивается подросток при выборе профессии, – это свойственная его возрасту высокая эмоциональность. Поэтому подростка зачастую привлекает внешняя сторона профессии, он выбирает романтические, необычные, особенные профессии, основываясь на каком-либо одном незначительном, но очень ярком привлекательном признаке.
Для коррекции таких малообоснованных профессиональных планов необходимо подробно информировать его о содержании профессии, трудовых обязанностях, условиях, режиме труда и отдыха, способах получения профессии, потребности в кадрах.
Совет № 11
Еще одна группа проблем, с которыми сталкиваются дети в процессе профессионального самоопределения, - это отсутствие, стихийность или фрагментарность профессиональной информации, неумение ее систематизировать. Подростки имеют недостаточное представление о мире профессий, их содержании и специфике, учебных заведениях, условиях приема в них, обучения. Задача родителей – помочь им овладеть такой информацией.
Попробуйте вместе с вашим сыном или дочерью проанализировать содержание разных профессий. Начать можно с профессии матери, отца, ближайших родственников. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
При этом надо помнить, что нет плохих и хороших профессий. Ваша задача – помочь детям оценивать различные профессии объективно, с учетом всех плюсов и минусов. Следует помнить и о том, что каждую профессию надо рассматривать в единстве внешних и внутренних элементов. Внешнее – это то, что сразу бросается в глаза. Например, врач в белом халате в чистом светлом кабинете ведет прием больных, беседует с ними, осматривает, выслушивает, назначает лечение. А что за этим? Высочайшая ответственность за жизнь и здоровье пациентов. Обширные знания, которые необходимо постоянно пополнять, совершенствовать, умение правильно сопоставлять эти знания с результатом осмотра, обследования, принимать самостоятельные ответственные решения, ставить диагноз. Высокая эмоциональная устойчивость, умение владеть собой, своим поведением, чувствами. Общительность, сопереживание, сочувствие по отношению к пациентам.
Таким образом, подготовка к выбору профессии требует от подростка и его родителей немалых усилий.
Итак, ваш ребенок стоит перед необходимостью важнейшего выбора – профессионального самоопределения. Разумеется, каждый сам кузнец своего счастья, только от него самого зависит успех или неудача в выборе профессии. Но готовность ребенка к этому решающему шагу зависит и от того, помогают ли ему родители или нет. Позиция родителей очень важна, она должна быть мудрой, ответственной. В первую очередь следует руководствоваться принципом «Не навреди!».