Участники программы

1. Цель, задачи программы, целевые показатели их достижения

Цель программы:

создание практикоориентированной профориентационной системы, способствующей формированию у детей, подростков и молодежи профессионального самоопределения с учетом социально-экономической ситуации в городе.

Задачи программы:

формирование единой открытой информационно-образовательной среды профессиональной ориентации и профессионального самоопределения детей, подростков и молодежи:

внедрение современных методик профориентации;

создание условий для проведения «профессиональных проб» с целью развития практических профессиональных умений и навыков у старшеклассников, осознания своей готовности к различным видам профессионального труда;

организация вариативных форм профессиональных «проб» на всех ступенях образования с учетом результатов диагностики;

разработка и внедрение системы просветительской профориентационной работы с семьей с целью информирования о профессиях, востребованных на рынке труда города;

ведение мониторинга профессионального самоопределения выпускников

общеобразовательных учреждений и трудоустройства молодых специалистов;

Оценка результативности программы осуществляется на основе сопоставления планируемых и фактически достигнутых показателей. 

2. Социально-экономическая эффективность Программы

Предполагается, что реализация мероприятий программы будет способствовать:

-                 созданию эффективной модели, обеспечивающей сопровождение профессионального самоопределения детей, подростков и молодежи, трудоустройство и социально­профессиональную адаптацию выпускников образовательных организаций по экономически- востребованным профессиям и специальностям;

-                 увеличению количества абитуриентов, поступающих по техническим (инженерным) специальностям в учреждения среднего и высшего профессионального образования Республики Башкортостан;

-                 увеличению количества детей, подростков и молодежи, прошедших профессиональную диагностику;

-                 увеличению количества педагогов общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации, обучение, подготовку и переподготовку по вопросам профессиональной ориентации;

-                 вовлечению в систему профессионального самоопределения участников инклюзивного образования;

-                снижению трудовой миграции молодых специалистов с целью трудоустройства за пределами городского округа город Октябрьский и Республики Башкортостан;

- обеспечению предприятий и организаций города профессиональными специалистами - выпускниками профессиональных учебных заведений города.

3. Механизм реализации Программы

3.1. Координаторам реализации Программы является Координационный совет по профессиональной ориентации и профессиональной адаптации молодежи городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан.

Программа реализуется совместными усилиями ответственных исполнителей, соисполнителей и партнёров согласно плану мероприятий (Приложение №2).

3.2. Механизм реализации Программы предполагает:

создание организационно-содержательной модели, обеспечивающей профессиональную ориентацию и профессионального самоопределения обучающихся городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан; комплекс мероприятий по реализации Программы;

разработку и принятие нормативных правовых актов, необходимых для выполнения программы; реализацию программных мероприятий по средствам основных направлений, методов и форм работы по уровням образования;

уточнение перечня программных мероприятий на очередной учебный год; мониторинг фактически достигнутых и целевых показателей реализации Программы; формирование ежегодного информационно-аналитического отчета; информирование общественности о ходе и результатах реализации Программы.

3.3. Организация взаимодействия между субъектами модели.

Взаимодействие субъектов представляет собой обмен ресурсами, необходимыми для функционирования системы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся. Ресурсы могут быть организационные, финансовые, информационные, материально-технические и т.д.

3.4. Общие функции участников (субъектов) профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан.

3.4.1. Координационный совет по профессиональной ориентации и профессиональной адаптации молодежи городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан и Местное отделение Башкортостанского регионального отделения партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» г.Октябрьского осуществляют:

-      координацию работы по реализации Программы на муниципальном уровне;

-      единый подход к реализации государственной и муниципальной образовательной политики по вопросам профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся;

-      распределение функций между образовательными организациями, социальными партнерами по реализации программы, по текущим вопросам управления и контроля за реализацией программы;

-      определяет приоритетные направления совершенствования системы профессиональной ориентации обучающихся;

-      координирует систему профессиональной ориентации в соответствии с потребностями рынка труда.

3.4.2. Отдел образования администрации городского округа Город Октябрьский Республики Башкортостан осуществляет:

- разработку и принятие нормативных правовых актов, необходимых для выполнения программы;

-      распределение функций между образовательными организациями, социальными партнерами по реализации программы, текущему управлению программой, контролю за реализацией программы;

-      руководство проведением мероприятий по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению обучающихся на муниципальном уровне;

-      создание условий для методического сопровождения системы профессиональной ориентации;

-      направление педагогических кадров, участвующие в реализации профориентационных программ, на повышение квалификации, обучение, подготовку и переподготовку по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки;

-      осуществляет мониторинг и анализ поступления выпускников в профессиональные учебные заведения;

-      проводит опросы учащихся и родителей по вопросам профессиональной ориентации.

3.4.3. Филиал государственного казенного учреждения «Западный межрайонный центр занятости населения» по г.Октябрьский:

-      осуществляет разработку проектов нормативных правовых актов, необходимых для выполнения программы;

-      взаимодействует с предприятиями, организациями и учреждениями с целью обеспечения максимально благоприятных условий для профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся;

-      размещает в средствах массовой информации, социальных сетях информацию о ходе и результатах реализации программы;

осуществляет создание, ведение и актуализацию «Банка методических профориентационных разработок»;

информирует социальных партнеров об инновационных направлениях профориентационной работы;

-      оказывает методическую помощь педагогам по проблемам психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки, профильного обучения;

-      участвуете в проведении профориентационных мероприятий;

-      осуществляет информирование о потребностях рынка труда;

-      проводит консультирование и психолого-педагогическую работу;

-      осуществляет анализ динамики социологических срезов;

-      готовит ежегодный информационно-аналитический отчет о ходе реализации программы.

3.4.4. Профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования- участники программы обеспечивают:

-      создание необходимых условий, в том числе материально технические и организационные для проведения для проведения профессиональных проб на базе своих учреждений;

-      курирование обучающихся при проведении профессиональных проб;

-      содействие в подготовке школьников на участие в региональных чемпионатах WolrdSkills Russia и Unior Skills;

-      ведут пропаганду профессий и специальностей образовательной организации;

-      информирование обучающихся о возможностях продолжения образования, условиях поступления и особенностях обучения в образовательном учреждении, перспективах дальнейшего трудоустройства;

-      участие в мероприятиях по профессиональной ориентации детей, подростков и молодежи;

-      мониторинг и анализ занятости выпускников.

3.4.5. Муниципальное бюджетное учреждение «Дворец молодежи» обеспечивает:

- информационную поддержу внедрения инновационных технологий в профориентационную деятельность образовательных организациях;

-      организацию и участие в мероприятиях по профессиональной ориентации детей, подростков и молодежи.

3.4.6. Дошкольные образовательные организации осуществляют:

- создание условий для формирования элементарных представлений у детей дошкольного возраста о профессиях и специальностях взрослых;

-      проведение мероприятий профориентационной направленности;

просветительскую работу среди родителей по вопросам профессионального самоопределения учащихся;

-      информационную поддержку профориентационной работы.

3.4.7. Общеобразовательные учреждения обеспечивают:

-      проведение системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы в общеобразовательном учреждении;

-      участие обучающихся в профессиональных пробах;

-реализацию комплекса мер по профориентации, включение вопросов по профориентации в основную образовательную программу общеобразовательной организации в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов;

-      ознакомление учащихся в процессе учебной и внеурочной деятельности с учреждениями профессионального образования, профессиями и специальностями, предприятиями и организациями территории;

-      профессиональное консультирование учащихся, формирование у них профессиональных намерений на основе комплексного изучения личности учащихся с учетом их индивидуальных, психофизиологических особенностей, состояния здоровья;

-      просветительскую работу среди родителей учащихся по вопросам профессионального самоопределения учащихся;

-      информационную поддержку профориентационной работы.

3.4.8. Учреждения дополнительного образования обеспечивают:

-      интеграцию общего и дополнительного образования в рамках реализации программ и проектов, направленных на профессиональное самоопределение учащихся;

-      психолого-педагогическое сопровождение школьников в рамках реализации программ профильной и предпрофильной направленности в условиях дополнительного образования;

-      знакомство учащихся с учреждениями профессионального образования, профессиями и специальностями;

участие в профессиональной подготовке и профессиональном образовании старшеклассников;

-      выявление профессиональных интересов, склонностей и способностей одарённых подростков;

-      информационную поддержку профориентационной работы.

3.4.9. Работодатели: предприятия, организации:

проводят мероприятия по профессиональной ориентации на профессии, соответствующие своему профилю;

-      предоставляют ресурсы для экскурсий, социальных и производственных практик, профессиональных проб;

-      организуют встречи с представителями различных профессий, профессионалами, передовиками производства. 

4. Финансовое обеспечение программы

Мероприятия программы финансируются за счет текущего финансирования исполнителей программных мероприятий, привлеченных средств. В случае необходимости для решения определённых мероприятий могут быть предусмотрены дополнительные финансовые средства.