Участники программы

1. Цель, задачи программы, показатели их достижения

Цель Программы:

Создание и реализация модели профориентационной деятельности в организациях муниципального района Учалинский район, направленной на активное содействие обучающимся в осознанном профессиональном выборе.

Задачи Программы:

создание организационно-содержательной модели профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся;

создание условий для развития профессионального самоопределения обучающихся в профессиональной сфере на основе формирования индивидуальной образовательной траектории в части преемственности общего и профессионального образования;

внедрение инновационных технологий профессионального самоопределения обучающихся в практику системы образования Учалинского района и социальных партнеров;

повышение профессиональных компетенций педагогов, реализующих профориентационные программы;

организация взаимодействия и сотрудничества образовательных организаций и промышленных предприятий;

формирование единой открытой информационно-образовательной среды профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся.

2. Ожидаемые результаты реализации Программы

В результате реализации Программы прогнозируются следующие изменения:

С целью созданий эффективных условий для предоставления профориентационных услуг во всех образовательных организациях будут созданы службы профориентационной работы, куда войдут психологи, социальные педагоги, тьюторы, педагоги, осуществляющие направления деятельности по предпрофессиональной подготовке, разработаны межведомственные мероприятия с участием социальных партнеров, будут реализовываться образовательные программы (в том числе профильное обучение) с привлечением ресурсов предприятий, учреждений.

Согласно запросам учащихся и их родителей будут сформированы электронные портфолио, в соответствии с психологическим и профориентационным тестированием, консультированием, реализацией образовательных программ на углубленном (профильном) уровне, через элективные курсы и участие в профессиональных пробах. Адресная профориентационная работа будет способствовать формированию позитивной мотивации к труду, овладению основными принципами построения профессиональной карьеры.

Повысится охват учащихся информированием и профориентационными мероприятиями.

Учащимся с ОВЗ и детям-инвалидам будет предоставлена поддержка по профориентации (диагностическая, консультационная, помощь во временном трудоустройстве, дальнейшей социализации).

Повышение качества предоставляемых профориентационных услуг планируется, в том числе, за счет повышения профессиональных компетенций преподавателей, педагогов, осуществляющих предпрофессиональное сопровождение, обеспечение библиотек и кабинетов профориентации общеобразовательных учреждений учебно-методическими и диагностическими материалами, наглядными пособиями. Повышение профессиональных компетенций будет осуществляться через обобщение опыта реализации программ профессиональной ориентации учащихся в образовательных учреждениях, распространения наиболее эффективных форм работы. Данные мероприятия позволят достичь целевых индикаторов ожидаемых результатов.

 

3. Сроки реализации Программы

Реализация Программы осуществляется в течение пяти лет с 2020 по 2025 годы.

 

4. Механизм реализации Программы

Координаторами реализации Программы являются отдел образования муниципального района Учалинский район   Республики Башкортостан, государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Учалинский колледж горной промышленности

Программа реализуется совместными усилиями ответственных исполнителей, соисполнителей и партнёров и не связана с кардинальным изменением существующих структур.

Механизм реализации Программы предполагает:

– создание организационно-содержательной модели, обеспечивающей профессиональную ориентацию и профессионального самоопределения обучающихся;

– комплекс мероприятий по реализации Программы;

– разработку и принятие нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Программы;

– реализацию программных мероприятий по средствам основных направлений, методов и форм работы по уровням образования;  

– уточнение перечня программных мероприятий на очередной учебный год;

– мониторинг фактически достигнутых и целевых показателей реализации Программы;

– формирование ежегодного информационно-аналитического отчета;

– информирование общественности о ходе и результатах реализации Программы.

Организация взаимодействия между субъектами модели.

Между субъектами организационно-содержательной модели взаимодействие происходит на разных уровнях: локальном, муниципальном и региональном. В рамках модели взаимодействие субъектов представляет собой обмен ресурсами, необходимыми для функционирования системы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся. Ресурсы могут быть организационные, финансовые, информационные, материально-технические и т.д.

Общие функции участников (субъектов) профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан.

МКУ отдел образования муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан осуществляет:

- разработку и принятие нормативных правовых актов, необходимых для выполнения программы;

- координацию работы по профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся на муниципальном уровне;

- распределение функций между образовательными организациями, социальными партнерами по реализации программы, текущему управлению программой, контролю за реализацией программы;  

- руководство проведением мероприятий по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению обучающихся на муниципальном уровне;

- создание условий для методического сопровождения системы профессиональной ориентации;   

- направляет педагогические кадры, участвующие в реализации профориентационных программ, на повышение квалификации, обучение, подготовку и переподготовку по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки;

- формирует из выпускников школ целевой набор для поступления в организации профессионального образования;

- заключает договоры с профессиональными образовательными и образовательными организациями высшего образования на целевую подготовку выпускников.

 

Координационный совет по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению обучающихся обеспечивает:

- единый подход к реализации государственной и муниципальной образовательной политики по вопросам профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан;

- распределение функций между образовательными организациями, социальными партнерами по реализации программы, по текущим вопросам управления и контроля за реализацией программы;  

- определяет приоритетные направления совершенствования системы профессиональной ориентации обучающихся;

- координирует систему профессиональной ориентации, направленную на формирование выбора профессии обучающихся в соответствии с потребностями рынка труда.

 

Филиал ГКУ Восточный межрайонный центр занятости населения по Учалинскому району обеспечивает:

- участие в проведении профориентационных мероприятий для обучающихся;

- участие в реализации программы и проектов по вопросам профессиональной ориентации обучающихся района;

-    информирование о потребностях рынка труда;

- консультирование и психолого-педагогическую работу (по запросам).

- содействует адаптации молодежи в бизнес-среде, ориентированию на рынке труда;

- выявляет в подростковой среде лиц, имеющих или способных сформировать реальный личностный потенциал для успешной самореализации в предпринимательской деятельности.

 

Дошкольные образовательные организации осуществляют:

- создание условий для формирования элементарных представлений у детей дошкольного возраста о профессиях и специальностях взрослых;

- размещение на сайте учреждений информации по реализации программных мероприятий;

- осуществление преемственности профориентационной работы посредством реализации «Профессионального маршрута обучающегося».

Общеобразовательные организации обеспечивают:

- проведение системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы в общеобразовательной организации;

- реализацию комплекса мер по профориентации, включение вопросов по профориентации в основную образовательную программу общеобразовательной организации в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов;

- формирование у учащихся осознанного подхода к выбору профессии с учетом потребностей региона на основе результатов диагностики и профессиональных наблюдений;

- ознакомление учащихся в процессе учебной и внеурочной деятельности с учреждениями профессионального образования, профессиями и специальностями, предприятиями и организациями территории;

- предпрофильную подготовку и профильное обучение;

- профессиональное консультирование учащихся, формирование у них профессиональных намерений на основе комплексного изучения личности учащихся с учетом их индивидуальных, психофизиологических особенностей, состояния здоровья и региональной потребности в кадрах;

- просветительскую работу среди родителей учащихся по вопросам профессионального самоопределения учащихся;

- размещение на сайте образовательной организации информации по реализации программных мероприятий.

Учреждения дополнительного образования обеспечивают:

- интеграцию общего и дополнительного образования в рамках реализации программ и проектов, направленных на профессиональное самоопределение учащихся;

- психолого-педагогическое сопровождение школьников в рамках реализации программ профильной и предпрофильной направленности в условиях дополнительного образования;

- знакомство учащихся с учреждениями профессионального образования, профессиями и специальностями, предприятиями и организациями территории в рамках реализации программ элективных курсов;

- просветительскую работу среди родителей по вопросам профессионального самоопределения учащихся;  

- участие в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся 8-11-х классов;

- участие в профессиональной подготовке и профессиональном образовании старшеклассников;

- формирование первоначального опыта трудовой деятельности у обучающихся;  

- выявление профессиональных интересов, склонностей и способностей одарённых подростков;

- размещение на сайте образовательной организации информации по реализации программных мероприятий.

Профессиональные образовательные организации обеспечивают:

- пропаганду профессий и специальностей образовательной организации;

- информирование обучающихся о возможностях продолжения образования, условиях поступления и особенностях обучения в образовательном учреждении, перспективах дальнейшего трудоустройства;

- проведение встреч, деловых игр, конкурсов, конференций, мастер-классов.

Работодатели: предприятия, организации района:

- проводят мероприятия по профессиональной ориентации на профессии, соответствующие своему профилю;

- предоставляют ресурсы для экскурсий, социальных и производственных практик, профессиональных проб;

- организуют встречи с представителями различных профессий, профессионалами, передовиками производства.

Создание и реализация модели опираются на следующие научные подходы:

управленческо-организационный подход, компетентностный подход, дифференцированный подход и личностно-ориентированный подход.

Управленческо-организационный подход призван решать проблему организации

административного управления профориентацией.

Компетентностный подход определяется, как целевая ориентация учебной деятельности на формирование определенных компетенций.

Дифференцированный подход связан с распределением обучающихся по группам для проведения профориентационных мероприятий в зависимости от их психобиологических особенностей.

Личностно-ориентированный подход предполагает как активизацию личностных ресурсов, направленную на овладение профессиональной деятельностью.

Модель реализуется следующих принципах:    непрерывности и преемственности; интеграции; доступности, открытости; партнерства; индивидуализации.

 

5. Финансовое обеспечение программы

Мероприятия программы финансируются за счет текущего финансирования исполнителей программных мероприятий, привлеченных средств. В случае необходимости для решения определённых мероприятий могут быть предусмотрены дополнительные финансовые средства.