К чему приводит не любимая работа?


К чему приводит не любимая работа?
16окт.
К чему приводит не любимая работа? Как найти свое дело и с какого возраста лучше начинать искать, расскажет психолог-профориентолог Максим Лариошин

В Казахстане по статистике 70% молодых людей выбирают профессии по настоянию родителей. Для мам и пап это послушание, конечно, приятно, но психологи считают это опасной тенденцией, ведь дело свой жизни каждый должен выбирать сам, за ребенка жизнь не проживешь. К чему приводит не любимая работа? Как найти свое дело и с какого возраста лучше это начинать, расскажет психолог-профориентолог Максим Лариошин

-Для чего нужна профориентация, и как она работает?
- Профориентация – это некий инструмент, который помогает человеку с выбором профессии, любимого дела, которое бы приносило ему удовольствие. Она выявляет сильные навыки, способности, которые надо развивать, чтобы достигать свои цели. Каждый человек должен сам выбирать то, чем ему заниматься, а у нас , к сожалению, родители имеют сильное влияние, пытаются «помочь», но на самом деле навязывают свою точку зрения.

-И в чем опасность?
-Это приводит к тому, что сначала молодой человек учится в рекомендованном вузе, без желания, не воспринимает информацию. Я сам через это прошел, не знал, на кого учиться, и мама отправила меня на экономиста. Я искренне пытался вникнуть в предметы, но ничего не выходило, именно промучился полгода и перевелся в итоге на психолога. Вот на этом факультете мне было комфортно, не пропустил ни одного занятия.
Но это мне так повезло, вовремя решился, а другие учатся с трудом, потом с такой же неохотой ходят на работу, но поменять ее не могут, потому что у них кредиты, долги, семьи. Чтобы в возрасте поменять профессию, нужно время, средства, в итоге они мучаются, ходят как на каторгу. У меня есть знакомые, которые очень хорошо зарабатывают, но они ненавидят свою работу. И в таком состоянии работают ежедневно.

-К чему это может привести?
-Это может даже суицидом закончится, потому что человек испытывает сильные страдания, он не находит себя в жизни, теряет смысл, кто-то спивается, в депрессию впадает. Все вот эти картинки по ватспам про пятницу-питницу , как раз от таких людей, которые ненавидят свою работу и ждут пятницу с понедельника. Ведь для того, кто любит свою работу, нет пятниц, выходных, им она приносит радость.

-Какой толк от такого работника, для которого работа пытка?
- Если шире говорить, то это не только урон предприятию, где такие работают, но и экономике, стране и всему человечеству, ведь люди свою энергию и сильные стороны, не развивают, а зарывают. Делают то, что им не нравится, они устают, злятся, вредят, создают не комфортную обстановку другим. Профессия ведь занимает очень много в нашей жизни, и когда ты ее не любишь, то травишь по сути всю свою жизнь.

-И как же помочь с выбором ребенку и в тоже время не навязать?
-Нужно давать право выбора обязательно, посоветовать, направить, но чтобы решение сам принимал ребенок. Я из семьи военных, и папа отправил меня в Суворовское училище, куда я не хотел, это было не мое, не понимал, зачем мне это все, ждал выходные, чтобы прибежать домой. Через полгода я сказал об этом отцу, и он меня поддержал, хотя ему сложно пришлось меня туда оформлять через кого то. В итоге я вернулся в школу, расцвел, мне купили принтер, сканер, за 500 тенге печатал рефераты, какие то документы, зарабатывал не плохо. Во мне уже тогда начали развиваться навыки предпринимателя, но мне никто об этом не подсказал, спустя годы только это развил в себе.

-А профориентологи это видят?
-Конечно, видят, в идеале, помимо тестов нужно еще и говорить с родителями, приезжать домой к ребенку, чтобы увидеть, чем он увлечен, какие наклейки на стенах, что он читает, рисует. Вот и родителям надо присматриваться к детям, давать им возможность пробовать разное, смотреть, где глаза загораются, а где нет, ведь любимое дело дает энергию, делает нас счастливыми, здоровыми, позитивными, вырабатывает гормоны счастья. Такие люди дают КПД, приносят выгоду компании и себе.

-А с какого возраста можно начинать выбирать профессию?
-Нет конкретного ответа , я определяю с 12 лет, в этом возрасте ребенок может осознанно рассказать о своих интересах.

-Какие у профориентологов методики? Тесты, экзамены?
-Я разработал свою методику, она основана на моем опыте личном, многое взял у других психологов, посещал тренинги. Моя методика основана на интервью, арт-терапии, тестировании, дети рисуют свою профессию, используя правое полушарие. Очень много беру у Роберта Киосаки, который делит людей на работников, предпринимателей, бизнесменов, руководителей, инвесторов. Я разработал тест под эту градацию, но добавил туда тунеядцев, потому что такие тоже существуют, они не работают, как- то выживаю за счет других, и это тоже нормально.

-И что это поощрять? Кто ж захочет растить ребенка тунеядца?
-Я склоняюсь к тому, чтобы все- таки и таким надо искать себя. Нам всем нужна подзарядка, кому- то достаточно побездельничать 15 минут, кому то день, кому-то годы. Все равно надо искать свое дело, возможно такие должны работать дома. Главное не навязывать, даже, если ребенок выбрал не престижную профессию, странную, не денежную. Можно ведь отучиться на нефтяника и не пойти работать по профессии, у нас сейчас очень много таких. И в итоге человек с качественным дипломом не зарабатывает, а сантехник без высшего образования наоборот. Любимое дело все равно принесет тебе доход, потому что ты становишься в нем профессионал, тебе нет равных, но возможно надо еще уметь себя продавать для успеха.

-А какие профессии будут востребованы ?
-Я бы не советовал выбирать узкие профессии, вообще всегда предлагаю список сопутствующих дел, чтобы развивать больше навыков. Не надо зацикливаться на одном деле, все ведь меняется, нужно быть мобильным, уметь делать несколько дел. Должен быть запас и хобби, ведь увлечение тоже может в итоге перерасти в профессию.

-Насколько ты попадал, находили свое дело твои ученики?
-Попадал в 95% ,все были довольны своим выбором. У меня была девочка, которая фотографом стала, хотя близкие это не оценили сначала. Она начала зарабатывать хорошие деньги уже через полгода. А был мальчик, которого родители не поддержали, а он хотел работать в НАСА, был влюблен в космос, знал несколько языков, переписывался с космонавтами. Но его не пустили учиться за рубеж, но я уверен, что он все равно добьется своего, знаю что он копит деньги на то, чтобы уехать учиться в США.

-А есть те, которые ничего не хотят? Таких ведь тоже много детей.
-Да, это самые сложные дети, они не проявляют никакого интереса вообще ни к чему. Таким нужна даже не профориентация, а помощь психолога, потому что этих ребят надо растопить , вызвать интерес к жизни, и тут не только специалисты должны помогать, но и близкие.

Список актуальных профессии в Казахстане 2019 по версии Министерства труда и социальной защиты:
1. Менеджер по продажам (в эту группу входят и менеджеры по работе с клиентами, и торговые представители, и продавцы-консультанты, экспедиторы, агенты, операторы call-центра, теле маркетологи и т.п.)
2. Программист (сюда включили таких специалистов, как веб разработчики, инженеры-программисты, системные администраторы, SEO и т.д.)
3. Инженер (инженеры-проектировщики, ПТО, ОТ и ТБ, конструкторы, инженеры по эксплуатации, инженеры по тех поддержке и т.д.)
4. Бухгалтер (бухгалтеры-калькуляторы, бухгалтеры ТМЦ, специалисты по первичной документации, учету счетов и платежей и заработной платы)
5. Маркетолог (а также интернет-маркетологи, менеджеры по рекламе и маркетингу, трафик-менеджеры, специалисты по SMM и т.д.)
6. Специалист индустрии красоты: стилист-визажист, массажист, мастер ногтевого сервиса
7. Преподаватель (воспитатели, учителя английского языка, информатики, математики, права и т.д.)
8. Водитель (семейный водитель, водитель-экспедитор, водитель-такси и т.д.)
9. Повар (повар холодного, горячего цеха, повар-универсал, повар-сушист)
10. Врач (узкие специалисты: врач УЗИ, маммолог, уролог, терапевт, эндокринолог, невролог и др.)


yvision